"КУЗНИЦА" РАБОЧИХ КАДРОВ1 П оявление монографии кандидата исторических наук С.С. Балдина "Профессионально-техническое образование на Дальнем Востоке России XIX-XX вв." (Владивосток: Дальнаука, 2007. 440 с.) является плодотворным продолжением его предшествующих работ по истории становления и развития профтехобразования на российском Дальнем Востоке. Парадоксальность ситуации заключается в том, что в научной литературе, публицистике, средствах массовой информации наблюдается всевозрастающий интерес к проблеме кадров, призванных решать самые разные насущные проблемы: строительство доступного жилья в рамках национального проекта и вопросы здравоохранения, строительство и ремонт дорог, возрождение отечественного сельского хозяйства и др. А целостного представления о феномене - профессиональная подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в дальневосточном регионе - нет, хотя сама тема сегодня более чем актуальна. В этот контекст вписывается монография С.С. Балдина. Отметим, что появление ее связано не с какими-то конъюнктурными соображениями, а с актуальностью и глубоким исследовательским интересом автора. С.С. Балдиным выполнена огромная научно-исследовательская работа относительно освоения историографии проблемы, а также сбора и изучения разнообразной, сложнейшей архивной и опубликованной документации, ее глубокого анализа. География архивов, в которых автор собирал материалы, - от Камчатки до Москвы; в целом введены в научный оборот материалы 19 фондов 9 государственных и 15 текущих архивов страны (с. 19-57). В этой интересной и живо написанной монографии содержится шесть глав, позволяющих логически рассмотреть все этапы становления профессионально-технического образования на Дальнем Востоке в дореволюционной России, а также проблемы в современных условиях рыночной экономики. Алфавитный именной указатель помогает читателю ориентироваться в весьма объемной книге. Автору удалось создать целостную картину такого феномена социальной жизни региона, как подготовка квалифицированной рабочей силы, создание государственной системы трудовых резервов. В XX в. в России профтехобразование приобрело социальное значение. До 70-80-х гг. характерно повышение роли ПТУ как института социальной защиты. Воспитанники трудовых резервов находились на полном гособеспечении. Благодаря государственной поддержке дети из неполных и малообеспеченных семей, сироты могли получить "путевку в жизнь" в виде востребованных специальностей, гарантированного места работы. Ситуация резко изменилась в 90-е гг., подготовка рабочих кадров менялась с учетом потребностей рынка труда, т.е. была переориентирована на сферу услуг. Спрос на такие профессии, как плотник, слесарь, судокорпусник-ремонтник и др., резко упал не только с разорением промышленных предприятий, сложностью будущего трудоустройства, но и с потерей престижа рабочих специальностей. В связи со столь печальной тенденцией оптимистично звучит вывод автора о том, что "исследование векового исторического опыта развития профессионально-технического образования Дальнего Востока России показывает: лучшей формы подготовки рабочих кадров, чем специальные профессиональные учебные заведения, пока не создано". Согласимся с мнением автора, тем более что успешный опыт работы системы профтехобразования в советский период это доказывает. Хотелось бы выделить в монографии главу 6, параграф 5 "Концепция реформирования региональной системы начального профессионального образования". В ней автор обосновывает свою концепцию реформирования дальневосточной системы подготовки рабочих кадров с учетом специфики региона, которая будет способствовать повышению эффективности подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с реальными потребностями рынка труда. Кроме того, С.С. Балдиным сформулированы принципы региональной политики в области профтехобразования и ее приоритетные направления. В целом предложенная автором система принципов и мер может составить социально-педагогическую, экономическую и юридическую основу реформирования и построения региональной модели профтехобразования в соответствии с современными экономическими условиями и новым перечнем учебных профессий. И еще, о чем хотелось бы сказать, - о художественном слове в монографии. Отдельные главы книги читаются как "исторический" роман, личностное, неравнодушное отношение автора к тем или иным событиям и явлениям украшает книгу. Так, характеризуя кадровый потенциал дальневосточных училищ в советский период, он с гордостью отмечает: "В системе работало свыше 7,5 тыс. инженерно-педагогических и руководящих работников, 98 заслуженных учителей и мастеров производственного обучения Российской Федерации". А биографии Ф.Е. Довжко, И.П. Ревы, В.А. Исаева, П.И. Киселева, Е.М. Фридмана, приведенные С.С. Балдиным на страницах монографии, - достойный пример служения ответственному и почетному делу - подготовке рабочих кадров. Надеемся, что известная фраза "Книга найдет своего читателя" воплотится в жизнь. Л.А. СЛАБНИНА, кандидат исторических наук 1 Балдин С.С., Моисеенко В.В. История профессионально-технического образования в Приморье: Вторая половина XIX-XX вв. 2001. 274 с.; Балдин С.С., Моисеенко В.В. Профтехшкола Приморья. История и современность. 2004. 456 с. Всего С.С. Балдиным опубликовано около 40 статей в научных журналах.